Психология геймера или разговор о детях и не только

Вместо введения

Наверное, нет такого человека на свете, который бы знал о компьютере, но не знал о компьютерных играх. Пожалуй, чаще случается наоборот: компьютер покупают для того, чтобы играть в компьютерные игры и не подозревают, что кроме этих самых игр существует море занятных и полезных вещей, которые можно делать с компьютером и на нем... Народ играет в разные игры, устраивают даже соревнования "Кто круче?", но мало кто задумывался о том, что дают нам эти самые игры помимо затраченного времени и полученного морального удовольствия. Есть также и противники игр, а сообщения в прессе о том, что компьютерные игры на подсознательном уровне доводят людей до убийства себе подобных и себя самих, лишний раз только подогревают страсти. Но так ли на самом деле? Полезны или вредны игры для психического здоровья человека? Каким играм стоит уделять внимание, а какие лучше обойти стороной? Обо всем этом и пойдет речь в этом разделе...

Для тех, кто незнаком с компьютерной терминологией и компьютерным жаргоном, объясню, что "геймерами" называют людей, которые используют компьютер в большей степени только ради игр. Большинство геймеров - это "помешанные" на компьютерных играх люди. Возрастной контингент находятся в рамках от 10 до 40 лет, причем большинство составляет молодежь до 18 лет (конечно же, это определение и возрастной барьер условны).

В какие игры играют люди? Условно всю совокупность игр можно разбить на несколько основных видов. Наиболее распространенными видами являются 3D Action (обычно это все возможные "бродилки", "мочилки", "леталки", "гонки" и т.п.) и Logic ("аркады", "квесты", "стратегии" и т.п.). Вообще-то, игровых стилей намного больше, но 3D Action и Logic являются наиболее яркими и любимыми. Любой игровой стиль по-своему интересен и развивает определенное мышление игрока. Первоначальный смысл игр заключался в своеобразном отдыхе от монотонной будничной жизни. Но иногда этот отдых перерастает в психологическую зависимость от компьютера.


Обращение к игрокам

Если кто-то из начинающих игроков считает, что когда-нибудь он все равно "победит" компьютер, то он глубоко заблуждается. Игры писали такие же люди, как и он сам, только с другой логикой и знаниями. Для пояснения разберем такую ситуацию. Игрок увлечен игрой "Тетрис". Я думаю, всем хорошо известна эта игра, цель которой заключается в заполнении полой области фигурами разной формы. Как только заполняется сплошная линия, она исчезает и игроку прибавляются очки. Но с каждым новым уровнем, на который переходит игра по достижению определенного количества очков, увеличивается скорость падения фигур, и так теоретически может быть до бесконечности. Если раньше скорость падения ограничивалась техническими характеристиками компьютера, то сейчас - физическими возможностями игрока. В таком случае, когда игрок дойдет до последнего уровня, то этот уровень, на самом деле, не будет пределом, т.к. в то время пока он играл, могла выйти либо новая версия игры, либо всевозможные дополнительные уровни и надстройки, либо появилась другая разновидность этой игры, например, трехмерная или динамически позиционная. В таком случае, все начинается сначала и так может продолжаться до бесконечности.

Если хорошо разобраться, то и те люди, которые писали и пишут игры, тоже зависимы от компьютера, но по-своему. У разработчиков компьютерных игр, да и любых других приложений все завязано на идеях и сроках. К разработчикам относят программисты, дизайнеры, художники, аналитики и многие другие, но их компьютерная зависимость - это работа, имеющая под собой основу. Те же, кто пользуются уже программными продуктами, а в частности, играми, кроме удовольствия, развивающегося самомнения и мнимого самоутверждения в жизни, не получают. Как бы там ни было, те и другие живут в своем виртуальном, компьютерном, игровом мире. С азартом по жизни! С одной стороны, это хорошо: человек хотя бы чем-то занят, а с другой стороны - результат не такой уж и радужный: бурное развитие в виртуальном мире и частичное торможение развития своей реальной жизни.


Слово к родителям

Я начал писать эту статью по одной простой причине: у меня есть ребенок, за судьбу которого я, как и любой отец, переживаю. Родители, которые видят, как их ребенок совершает ошибки, не обращая внимания на их предостережения, меня поймут. Меня волнует еще и другое: если я, в свое время, познакомился с компьютером только на школьной практике в 8-классе, то наши дети узнают о нем почти с рождения. Они раньше, чем мы, овладевают техникой, а, следовательно, при развитии интереса раньше познают тот мир, про который я говорил выше.

Дети рано начинают все понимать - даже в возрасте нескольких месяцев, еще не научившись говорить, они четко воспринимают всю поступающую информацию. Пока на уровне подсознания. Дети чувствуют и учатся у своих родителей - если родители считают, что, скажем, образование в школе мало что может дать их ребенку, пусть даже в глубине души, то это сразу понятно. Такие мысли родители никогда не говорят вслух - это входит в правила игры. "Курить вредно" - сообщают они детям, закуривая. "Драться нехорошо" - ободряюще похлопывая по плечу. Дети все равно чувствуют истину.

Лишь когда они начинают взрослеть, приходит стремление свести слова и правду воедино.
А что хакеры? Ими не рождаются. В своем большинстве это парни, боящиеся взрослеть. Одному легче, они привыкают к этому. У них редко бывают друзья среди ровесников - та почти неизбежная цена, которую платят за любой талант. Возможно им стало бы немного легче, знай они, что эта плата не зависит от возраста, а прилагается ко всем, вставшим над толпой. Но они относят ее лишь к себе - ошибка любого ребенка, считающее все происходящее с ним уникальным. Они ищут друзей среди взрослых, и находят лишь тех, кто старательно пытается относиться к ним на равных.

Но это фальшь - нужно просто не замечать возраста. Они найдут таких друзей позже. А пока одному легче. Нет, они ничем не хуже других. Просто умеют в двенадцать-шестнадцать лет то, чему другие учатся в двадцать пять - сорок. Если отбросить возраст, то многие из них просто программисты. Хотя нет, не совсем программисты. Причем в большинстве случаев совсем не такие, как их обычно изображают в американских боевиках - слегка сутулыми и тощими очкариками. Как правило они молчат на посиделках-чаепитиях, лишь иронически улыбаясь при особо ожесточенных спорах. Зато общаются совершенно легко, могут часами болтать о какой-нибудь компьютерной игрушке, системе защиты и т.д. Их возраст сделал их уникальными... Детство - преходящий недостаток.

Уважаемые родители, я понимаю Вас, очень удобно купить ребенку дорогую игрушку (компьютер) и предоставить его самому себе: пусть сидит себе играет, а Вы тем временем сможете заняться своими делами. Это хорошо до поры до времени, но приходит время, когда Вы столкнетесь с определенными проблемами. Прежде всего, последствием долгих игр является эмоциональное и нервное перенапряжение вашего чада. Игры открывают новый мир, в котором ребенок чувствует себя великим полководцем, космическим воином; он учится хитрости, ловкости и мудрости, но не реальной. Это все в его мыслях и мечтах - правитель миров, гонщик, летчик, строитель, исследователь, первооткрыватель и т.д., и т.п. В реальной же жизни, столкнувшись с препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что в играх. Как следствие, возникает замкнутость в себе и в своем виртуальном мире, где все так, как хочет он. Вы этого можете это предвидеть?

Если Вам не безразлична судьба вашего ребенка, который подвержен влиянию компьютера, прежде всего, обратите внимание на то, в какие игры он играет, и не разрешайте ему долго заигрываться в одну и ту же игру. Чтобы избежать замкнутости ребенка, больше разговаривайте с ним, интересуйтесь его впечатлениями и акцентируйте его внимание на впечатлениях от событий реальной жизни. Позже он сам поймет, что жизнь вокруг него более красочна и интересна, нежели поверхностные впечатления от компьютерного мира. Если ребенок уяснит для себя, где естественное, а где искусственное, то никакая зависимость ему не грозит.

Слово к игрокам

Если Вы игрок, и не хотите попасть в зависимость от компьютерных игр, или хотите выбраться из этой зависимости, то раз и навсегда уясните старую пословицу "Делу время, а потехе час". Старайтесь не переигрывать то время, которое запланировали для игр. В любой игре, прежде всего, уясните ее суть и смысл, постарайтесь понять чему учит та или иная игра, и какая между однотипными играми смысловая разница. Больше обращайте внимание на события реальной жизни. Мир вокруг нас намного богаче, нежели игровой. Что касается времени, проведенного за компьютером, то четких ограничений нет, но позволю привести Вам один пример.

Не так давно я разговаривал с психологом по поводу влияния игр, в том числе и компьютерных. Я пытался выяснить их влияние, с медицинской точки зрения, на развитие личности ребенка. И вот что мне сказал специалист: "Компьютерные игры это хорошо, вот только заигрываться долго и тем более в одну игру не надо. Для любого человека, и в первую очередь для детей, условно время отдыха, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст полных лет, приравненное к минутам, увеличенный в два-три раза, причем время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени, проведенного за компьютером." Вот такая математика получается. Итак, если ребенку 10 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 20 - 30 минут с перерывом на один-два часа. Мне кажется, это вполне нормальные условия. Да, и еще, не играйте перед сном, и, тем более, ночью.

Что касается моральной стороны вопроса, то мне очень хотелось бы задать Вам, молодым, несколько вопросов. Скажите, пожалуйста, неужели, общаясь между собой, Вы не можете говорить о чем-то другом, кроме обсуждения игр, музыки, кино? Конечно же, Вам ни кто не запрещает общаться на эти темы, но на свете ведь столько много замечательных вещей, достойных внимания. Одного не пойму как это можно изо дня в день словесно соревноваться, кто круче играет и кто до какого уровня дошел? По-моему, это просто пустословие! Как и то, что Вы пишете на стенах в подъездах своих домов. Задумайтесь, это ведь Ваша культура, и это культура всего нашего общества в целом.


Обратная сторона

Есть люди, которые выступают против игр и обвиняют игровую индустрию во всех смертных грехах. Я не совсем поддерживаю их, а тем более их обвинения. Конечно же, их обвинения небезосновательны, но хочется разобраться: на самом ли деле виноваты одни только игры? Вам, наверное, интересно, в чем обвиняют игры? Если помните, была такая история, вернее, трагедия, имевшая место зимой 1998 года в США.

Первого декабря радостным зимним утречком в городишке Пэдьюка, штат Кентукки, четырнадцатилетний мальчишка Майкл Кэрнил подтащил в школу целых 6 (!) стволов. После чего залег и дождался окончания школьной молитвы. Когда школьники начали выходить из молельни, он открыл по ним беглый огонь и убил троих, еще пятерых серьезно ранил. Конечно же, по горячим следам трагедии без промедления бросились журналисты, сообщая на весь свет о случившемся. Эта первая ошибка(!). Еще великий русский психиатр Бехтерев говорил, что любое раздувание происшествия в прессе всегда ведет к тому, что немалое количество народа задумается: а не повторить ли этот "подвиг", предварительно учтя все минусы случившегося? И, как ни странно, повторяют. Причем - в гораздо более страшном виде. И это уже исторический факт. Эхо трагедии, спустя некоторое время, прозвучало в городе Литлтон, штат Колорадо.

Двое юношей Эрик Харис (18 лет) и Дилан Клебол (17 лет) учли опыт предшественника и сначала протащили в школу около 40 самодельных радиоуправляемых мин, и потом начали их взрывать, а в поднявшейся панике открыли огонь из охотничьих ружей по своим школьным товарищам. В общей сложности было убито 20 человек. Когда на место происшествия прибыла полиция, эти двое "героев" застрелились в школьной библиотеке. Такие вот трагедии имели место в США два года назад.

Меня до глубины души поразили события в Штатах, но еще более сильно задели последствия и выводы о причинах случившегося. Кстати, опять немаловажную роль в сыграла пресса. Подобных случаев, слава Богу, пока не повторялось, но когда началось расследование, поднялась сильная шумиха вокруг причин произошедшего. Полиция провела обыск по месту жительства преступников. Как и в случае с первым подростком, выяснилось, что и эти двое тоже яростные поклонники игр DOOM и Quake. На их компьютерах были обнаружены такие игры как: Wolfenstein 3D, DOOM II, Quake, Resident Evil, Redneck Rampage, серия MechWarrior и Nightmare Creatures. Все трое постоянно проводили свое свободное время в сетевых баталиях, держали свои посвященные любимым играм странички в Инете и даже строили уровни. Компьютеры были без промедления изъяты на экспертизу. Кроме всего, выяснилось, что все трое были завсегдатаями известных порно-сайтов(!).

Естественно, немедленно встал вопрос: кто виноват в происшедшем? Родителям убитых детей все было предельно ясно. Они подали иск в суд, обвиняя в случившемся индустрию развлечений. Иск составил 130 миллионов долларов. Его предъявили хозяевам трех порно-сайтов (persiankitty.com, adultkey.com и porntech.corn), нескольким компаниям-разработчикам компьютерных игр и кинокомпании Warner Brothers, заснявшей фильм "Баскетбольные дневники", где главный герой фильма убивает учителя и своих одноклассников. Но особый упор все же был сделан на жестокие игры. В список компаний, обвиняемых в выпуске побуждающих к подобным поступкам игр, оказались Apogee Software, id Software, GT Interactive, Sega of America, Atari Corporation, Acclaim Entertainment, Interplay Productions, Midway Home Entertainment, Nintendo of America, Activision, Sony Computer Entertainment, Capcorn Entertainment, Eidos Interactive и Squaresoft. Обвинение настаивает на том, что игры именно этих производителей представляют насилие "особо приятным и привлекательным". Конечно, общественность подхватила обвинения, и дело быстро дошло до Конгресса, где созданная комиссия предложила присмотреться к играм и их производителям повнимательнее.

Но почему в первую очередь виноваты игры? Сколько их за год выходит и сколько народу в них играет? Сравнению не подлежит то, что есть в играх, с тем изобилием информационной грязи кинематографа. Я считаю, что такого количества насилия, как в фильмах, найти невозможно нигде. Причем там все показано гораздо нагляднее и красочнее, чем в любой даже самой технологически совершенной игре. Не так ли? В фильмах показывают действительно страшные вещи: и то, как надо готовить преступления, и то, как легко и весело убивать людей. Что-что, а игрушки до этого далеко не дотягивают... Но кроме кино, есть еще и TV, где любой криминальный репортаж наглядно демонстрирует способы лишения жизни себе подобных самыми простыми средствами. Не настораживает ли Вас это?

Сразу скажу, что все судебные разбирательства ни к чему не привели, разве что к повышению возрастного ценза при покупке. До того уже имели место прецеденты с обвинениями подобного рода в адрес Элиса Купера, AC/DC и Оззи Озборна, когда дети, наслушавшись их ужасных песен, кончали с собой. Все судебные процессы закончились ничем.


Собственное мнение

Мне хотелось бы изложить собственное видение причин произошедшего. Все мы учились (или учимся) в школах. Все мы знаем, как проходят школьные годы. Возможно, многие из Вас сталкивались с тем, что школой неофициально правят сбившиеся в группировки хитрые, физически сильные и подчас очень жестокие старшие сверстники. Многие сталкивались с тем, как они били тех, кто им не нравится, как отбирают деньги, вещи, как "ставят на счетчик" и вообще ведут себя как волки в стаде овец. Как правило, до поры до времени никто ничего не может с ними сделать.

Жизнь ставит сама все на свои места. Но вот учится в школе тихий, застенчивый школьник, интересующийся, скажем, компьютерами или книжками. Он замкнутый, может быть, немножко не от мира сего, но спокойный и совершенно безвредный. Все его друзья в Интернете, а в реальной жизни, практически нет, и поэтому он постоянно сидит у своего компьютера. Он живет в своем собственном мире, где водит в атаки армии, летает на вертолетах, раскрывает преступления и спасает Землю от нашествий чудовищ. Это его мир, и там ему хорошо.

Он замкнут, потому что в реальной жизни все не так: когда он приходит в школу, его по поводу и без повода задевают отбившиеся сверстники, подшучивают и частенько издеваются. А друзей у него нет и заступаться за него некому. Вот и получается, что посещение школы для него и таких, как он, просто пытка. А обидчики не могут найти себе места от такой безнаказанности, вытворяя все новые и новые пакости. Вот тогда-то доведенный до отчаяния школьник и может взяться за оружие(!).

Как Вы объясните тот факт, что застрелившие двадцать человек Харис и Клебол стреляли исключительно только по неграм? Нет, я не усматриваю тут расизма, отнюдь нет. Но что интересно: если учесть то, что я говорил чуть выше, то именно дети из "бедных кварталов", а среди них как раз большинство именно негров, наиболее всего подходят под обидчиков. Мы ведь сейчас рассматриваем ситуацию, имевшую место в США.

Погибших детей, какими бы они ни были, мне, безусловно, жалко, и я вовсе не собираюсь оправдывать убийц. Но было бы неплохо лучше узнать о настоящих причинах произошедшего. Потому что не игры провоцируют насилие. Его провоцирует жизнь, а под ней, как известно, и ломаются самые слабые. Так вот, к чему я это все веду. Компьютерные игры, а именно чрезмерное увлечение играми, расслабляют самоконтроль реальной жизни, воспитывая сильное самолюбие. И как говорил Бехтерев, любой фанатизм "разжижает мозги", что негативно сказывается на психике человека. Богатая фантазия и вот итог: безобидный школьник берется за оружие и не для того, чтобы защитить себя, а для того, чтобы уничтожить своих обидчиков. Самозащита нападением - нет более отчаянного и необдуманного поступка.

В завершение поднятой темы, очень бы хотелось узнать, где же эти школьники смогли набрать столько стрелкового оружия? И как же стоит вопрос с его продажей и хранением, что любой несовершеннолетний подросток может купить его, да еще в таком количестве? Куда смотрит школьная охрана, когда в школу проносится оружие? Вы призадумайтесь о размерах: шесть стволов и сорок мин? Подумав об этом и, прикинув другие возможности, невольно задумываешься, что дети совсем мало убивают друг друга. Да, простит меня Бог за такие рассуждения. Но больше всего меня поразили родители убитых детей. Если они считают, что в случившемся виноваты игрушки и фильмы, то зачем же они разрешали своим чадам смотреть и играть? На мой взгляд, нельзя отрицать и их вину за неспособность воспитывать своих детей: как можно не заметить в своем доме складирование оружия и подготовку взрывчатых веществ? Но больше всего меня поражает четкая сумма предъявленного иска, что по сути можно считать грязным зарабатыванием денег, в данном случае, на смерти собственных детей. Что, неужели деньги оживят кого-нибудь?

Запретят ли игры

Суд безоговорочно признал отрицательное влияние игрушек на неокрепшую психику Майкла Кэрнила, однако, экспертиза при этом признала его абсолютно нормальным(!). После чего, по обвинению в убийстве второй степени, его осудили на пожизненное заключение без права досрочного освобождения в течение первых 25 лет срока. Хариса и Клебола будет судить уже совсем другой суд...

Что интересно: еще никогда и нигде не проводились исследования, каким образом жестокость в играх влияет на человеческую психику. Все считают, что влияние есть, но какое, для кого и в какой степени? Президент США Билл Клинтон учредил "правительственное расследование", которое будут вести не только далекие от игр чиновники, но и служба IDSA (www.idsa.corn), которая, среди прочего, ответственна за проведение международных выставок ЕЗ - коммерческой Мекки игрового мира. Причем создаваемая комиссия намеревается выработать новую рейтинговую систему, т.е. детям какого возраста какие игры можно продавать. Новая рейтинговая система имеет все шансы заменить нынешнюю систему. А пока система возрастных цензов ведется группой ESRB (www.esrb.com). Но поживем-увидим...

По материалам http://users.i.com.ua

 

Смотрите также:

У нас также читают:

К сведению
Наши партнеры

Бутик.ру хёгель обувь официальный сайт

Рак желудка диагностика: прочитайте подробнее в статьях Европейской клиники.

Форум о пластической хирургии prof-medicina.ru