Причины внутренних неполадок, гармония здоровья

Постановила я, что у человека каждой поведенческой функцией заведует некая часть подсознания, и если к ней вежливо обратиться в изменённом состоянии сознания, Часть эта не преминёт явиться в подготовленное для этого место и пообщаться. Ведь все они -- каждая по-своему -- заботятся о нас как о целом. А ещё предполагаю, что гармония в душе и теле и успешность в действиях наличествуют, когда разнообразные Части эти (названные и неназванные, известные нам и неизвестные) живут в мире, сотрудничестве и КОНТАКТЕ -- т.е. имеют непосредственный доступ друг к другу там, внутри, не выходящий даже на уровни сознания и осознавания.

А многая беды проистекают из их разобщённости, заброшенности и запущенности, болезней и недоразвития. Наше же дело -- договорить их между собой, помочь прийти в себя, выздороветь, иным -- повзрослеть, а иным -- отмыться и подстричься, и привести их к единому образу действий. Притом, подсознание как место жительства весьма условно из-за зыбкости и изменчивости границ и определений. Подходящей аналогией мне представляются айсберги -- основная часть скрыта под водой, но и на виду что-то, доступное для взаимодействия и влезания, выглядывает. А вот как их называть, Части эти, и откуда приглашать?

Начала я (с подсказки А.Вахафтига) с выхода на Творческую Часть. И сейчас работу чаще всего начинаю с путешествия к ней в гости. Творческая Часть обычно живёт в пещере, может оказаться разного с клиентом возраста, пола и количества. Может быть и не человеком, а сказочным существом или животным, или даже реальным другим человеком (как правило, кстати, весьма творческим). Может иметь определённый облик и -- менять его, и одежду, и всё, что меняется. Обычно радуется Вашему появлению и дарит подарки. Нуждается во внимании, одобрении и поддержке более, нежели другие Части. Впрочем, и все прочие Части могут быть людьми и животными, а также насекомыми, растениями и механизмами. Из последних особенно популярны компьютеры и роботы. Нередки и "мультяшки".

Встречаются литературные персонажи и киногерои. Все обожают нежное внимание и искреннее уважение, переходящие в восхищение. Бывает, поначалу демонстрируют гордое высокомерие, но смягчаются под теплым обращением. Я намеренно не задаю того, кто окажется или проявится под видом той или иной Части, не желая ограничивать эту работу клиента своими представлениями. А вот отчётливые закономерности в том, как выглядят и откуда приходят разные Части, прослеживаются. Чем более "подсознательной" считает себя та или иная Часть, тем дольше и из больших глубин она проявляется.

Здесь могут возникнуть естественные вопросы насчет того, что произойдет (или как раз не произойдет) с теми клиентами, которым сложно мысленно увидеть даже хорошо знакомые вещи, а уж Части какие-то неопределенные разве ж представятся? Практика, которая и является действующим критерием нашей истины, привела к занятным выводам: на ранней стадии работы обратной связью с Частями могут быть преимущественно ощущения и звуки. Части при этом могут иметь смутные образы, а могут и не иметь.

Но при дальнейшем развитии и усугублении процессов с применением элементарных техник синестезии, проявляются и картинки, и делаются все ярче. Свою роль в этом, видимо, играют измененное состояние сознания клиента, расширяющее его возможности, и нормальное любопытство относительно вида этих внутренних компаньонов. Сама я отнюдь не визуал (что и из предыдущего текста очевидно), и до своего хозяйства добиралась через ощущения. Преимуществ ни у одного из методов выхода "на связь" не обнаружила, разве что визуальный быстрее. Дальше я обычно выхожу из пещеры в уже оборудованное для встречи место и приглашаю к сотрудничеству Реализатора. Почему самые блестящие придумки могут пропасть?

Если Реализатор не одобрит, не примет, просто не получит, наконец. Так что Реализатора приветствуем со всем почтением. Обычно они с Творческой Частью, приглашённой на рандеву, проявляют друг к дружке активный интерес. Оказывается, они почему-то не удосужились познакомиться и рады встрече. Реализаторов нередко оказывается несколько, разными видами и способами реализации ведающих, у меня вот их трое. Оставив их общаться, зовём того, кого я по обстоятельствам именую то Координатором, то Управляющим, или даже Владыкой. Это -- та Часть, без санкции которой Реализатор не реализует, Мыслитель не мыслит и вообще ничего не ДЕЛАЕТСЯ, а только ПРОИСХОДИТ, что зачастую и не устраивает клиента.

Это он обеспечивает связи между Частями, так что лучше, чтобы он был поблизости. Оказалось, что одна из самых распространённых встречающихся внутренних неприятностей -- это проблемы с Координатором. От плохого его контакта с вверенными ему Частями до поломок в нём самом и недовольства им всех остальных Частей. Тут стоит приостановить путешествие и наладить взаимоотношения в этой первой троице. Почему первыми оказались именно эти из множества важных Частей? Так исторически сложилось в процессе работы с командами интеллектуалов. Если всё прошло хорошо, можем приглашать следующих компаньонов. (А если не прошло -- все равно приглашаем, есть шанс, что они и помогут).

Как правило, это Мыслитель и Интуиция. Интуиция обычно проницаема, легка, неуловима, слетает откуда-то сверху, изменчива. При общении частенько жалуется, что её плохо слышат и редко слушаются. Хорошо наладить возможность её общения со всеми остальными Частями напрямую и отдельно -- прямой контакт с Координатором. И закрепить, заякорить ощущения в теле, вызываемые её вступлением в свои права. Это помогает в обычной жизни внять её негромкому голоску. Мыслитель приходит по горизонтали или снизу. Обычно основателен и, (как ни странно), наименее человекообразен из этой компании. Бывает и дубом, и компьютером, и Роденовским тезкой. Получив возможность высказаться, обычно тоже сетует, что к нему совсем не прислушиваются, а также подчёркивает: то, что он говорит, не имеет ничего общего с тем, что клиент считает своими мыслями. Клиент при этом очень удивляется.

После отлаживания отношений в этой компании работа идёт с учётом специфики заказа клиента. Так, игроков-интеллектуалов во время подготовки обязательно вожу (в это пространство приходится ходить, ездить на лифте, на эскалаторе...) в Библиотеку, она же Информаторий. Там находится Библиотекарь, и общими усилиями удаётся навести в его хозяйстве порядок высшего порядка, перевести информацию из инкунабул на лазерные диски, рассортировать картотеку и каталог. Очень развеселила меня одна (пока) просьба о подключении внутреннего банка данных к сети INTERNET. Для клиентов с психосоматическими проблемами обязательна, а для остальных полезна встреча лицом к лицу с Частью, ведающей здоровьем.

Вот она-то чаще не жалуется, а негодует и ругается, и как! А также проясняет причины проблем не хуже опытного диагноста и даёт очень дельные советы. А вот выглядит она всегда не так, как ожидает клиент, полагающий, что уж с ней-то он знаком. Если человек болен, явные признаки болезни и на ней. Есть ещё Части на любителя. Ясновидящий, например. Встреча с ним у людей, обладающих сверхспособностями, очень впечатляет. В сущности, полезно пригласить любую Часть, связанную с проблемой, дефицитом клиента, замеченным вами. А другие Части могут располагать информацией о наличии ресурса, покрывающего дефицит, и способов доступа к нему.

Как правило, это и происходит при общении между ними. При этом критерием решённости проблемы является изменение внешнего вида одной или нескольких проблемных Частей и их прямые сообщения об этом. Иногда поступает сообщение (от Координатора или заинтересованной Части) о том, что запущен некий процесс, плоды развития которого созреют позднее. Изредка Части могут быть настроены враждебно, отказываться от сотрудничества (при некоторых неврозах и неврозоподобных состояниях), могут конфликтовать друг с другом и с носителем, но никогда не лгут. Конфликт между Частями -- это вторая распространённая причина внутренних неполадок. Иногда приходится проявить много терпения и дипломатичности для замирения, составлять договор о перемирии.

Третья причина -- это разделённость Частей и их жилищ непроницаемыми перегородками, что затрудняет или даже исключает их коммуникацию. Подозреваю, что эти перегородки -- метафоры каких-то травмирующих переживаний. Как бы там ни было, необходимо проложить дороги, прорубить окна и двери, а то и телефон провести. Приходится наводить порядок как по месту жительства Частей, так и в окружающем пейзаже. Перемены, происходящие после этого в ощущениях и поведении человека, просто поразительны. Четвертая -- и самая распространенная причина внутренних неполадок -- болезнь и (или) недоразвитие самих частей, одной или нескольких из них.

Иногда достаточно минимальных усилий по отмыванию, переодеванию, уговариванию огорченной или разобиженной части с изъявлением ей любви и уважения, чтобы самочувствие клиента качественно улучшилось. Очень часто клиенты, отягощенные жалобами на такое безобразие, как сглаз или порча, обнаруживают некоторые Части вымазанными в чем-то очень противном, от дегтя и грязи до... ну, оглашать весь список не хочется. А после оттирания, отмывания, ополаскивания к сглаженным-порченым возвращается радость бытия.

А знакомые экстрасенсы заверяют в исчезновении этой бяки из биополя (или отовсюду, где она там проживала). Так что и с такими мистически-неуловимыми материями модель работает. Исходя из гомеопатического принципа "подобное лечится подобным", мистические навороты лечим мистикой в разных разведениях. Для этого ищем там, во внутреннем космосе, волшебные места. Помогают в этом описания из детских сказок -- вы отправляете клиента поискать что-нибудь вроде заколдованного замка с добрым волшебником, пещеры, целебного источника, источника утешения, просто волшебного места, где творятся чудеса, ну и т.д. и т.п, по обстоятельствам, и насколько вашего собственного воображения хватит. Впрочем, и клиентам конкретно-материалистического мировоззрения эти путешествия показаны -- и полезны -- не меньше.

Возвратимся к вопросу о встрече с любым пороком, уродством, недоразвитием Частей или их глубокой усталостью (последняя часто -- симптом депрессии или нервного истощения). Вот в этих самых волшебных местах и должны побывать Части для восстановления во всех смыслах, прихода в себя и в божеский вид. Случается, на это уходит немало времени, хотя большинству хватает одного-двух визитов. Путь к волшебному источнику должен быть доступен клиенту в самостоятельной работе -- в таких источниках прекрасно уходит вся накипь повседневной жизни, возвращаются легкость и свежесть. Очень многое даёт и встреча во внутреннем мире с Женщиной и Мужчиной (в других мифах их зовут Анима и Анимус).

В тренингах свободного дыхания тоже предусмотрена встреча с ними, но там она ограничена привязками к позе, зеркалу, собственной внешности и дыхательному процессу. Встреча их в моём мифе проявляет зачастую совсем иные подробности облика, пластики (поскольку они движутся) и взаимоотношений друг с другом и с остальными Частями, дает им возможность разговаривать, менять наряды и аксессуары. Проблемным моментом здесь зачастую является несоответствие в возрасте внутреннем и реальном. Всегда удавалось общими усилиями уговорить начать ускоренное взросление. Сложнее бывает, когда нужно не повзросление, а наоборот -- возрастная регрессия, на это уходит больше времени и усилий.

Ну, и волшебные места помогают в обоих случаях. Кстати, иногда сексуальностью заведует кто-нибудь из них, но чаще всего существует отдельная и вполне самостоятельная Сексуальная Часть, работа и дружба с которой способна смягчить или решить многие сексуальные проблемы. А при выборе партнера по близости ее мнение является решающим. А если захочется чего-нибудь еще продвинутее, можно посетить Учителя. Живет он где-то далеко-далеко, и приходится потрудиться в поиске. Это -- очень загадочная Часть (или уже и не вполне Часть), ведет себя по разному и непредсказуемо.

Если уж снисходит до общения, демонстрирует (ненавязчиво) мудрость, превышающую нашу с клиентом сознательную совокупную. К детям и подросткам является легче и проявляет себя добрее и мягче, чем к отъявленно взрослым. Много позже обнаружила, что в путешествие к Учителю любил отправлять клиентов Милтон Эриксон, так что это уже вроде бы и не мое изобретение. Во внутреннем мире регулярно являются в качестве Частей сугубо сказочные существа -- драконы всех цветов и разного количества голов, гномы и тролли, русалки и феи. Со всеми способностями, что положены по сказке, как правило. Самый популярный народец -- оборотни, то есть Части, могущие разнообразно при определенных условиях превращаться, меняя облик и некоторые свойства -- например, проникать туда, куда в обычном обличье хода нет, летать и т.д.

Компания из "обычных" обитателей волшебных сказок нередко разнообразится персонажами популярных "фэнтэзи", изобильно издающихся ныне. При коллизиях в сказочных контекстах работа существенно облегчается "подсказками", из сюжета произведений, с героями которых вы сейчас общаетесь. То есть, вы уже знаете из сказки, что лучше делать и каким образом. К счастью, у сказок, обычно, счастливый конец. А если это не сказка, или сказка, но вроде Андерсеновской "Русалочки", берите пример со студии Диснея и прочих американских киносценаристов, лихо переигрывающих любой сюжет до полного хэппи-энда.

А если время поджимает и нет возможности прояснить всю внутреннюю структуру, а есть конкретная проблема клиента, с которой срочно надобно разобраться? Тогда можно сразу обратиться к той Части (или нескольким), которые задействованы в проблеме. И работать не со всей компанией, а только с имеющими прямое касательство к данной ситуации. Иногда вполне достаточно работы с одной Частью, чаще всего -- с двумя-тремя. Инструкции, которые получают от меня клиенты в процессе работы, располагаются в диапазоне от весьма директивных (построить для Координатора домик с чердаком, подвалом, антеннами, пультом связи и всевозможными коммуникациями, например), до самых неопределенных -- пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, совсем как в сказке.

И идут, и находят, и приносят, и выясняют, зачем и как пользоваться "этим". А которые из инструкций где и когда уместнее, определяется уже в процессе работы, я в этом вполне доверяюсь своей Интуиции, Творческой Части и Коту-Ученому (одному из Реализаторов). Иногда что-то важное подсказывает и Ведьма -- очень почитаемая госпожа, редко возникающая с советами (и еще реже -- с пояснениями). Чаще она действует через совсем уже неосознаваемые области, и всегда успешно, поскольку чертовски мудра. Проявления ее вмешательства до сих пор обнаруживаю уже post factum. Еще один из общих принципов работы возник после встречи с чьей-то мудрой мыслью "Мы все ищем новые пути, вместо того, чтобы содержать в порядке старые дороги."

При всем многообразии возросших возможностей нахождения и прокладки новых путей, вначале (а также в середине и т.д.), лучше всего привести в порядок все обнаруженные старые. Даже если вы не предполагаете ими ходить или бегать, оттого, что новые красивее, лучше, современнее и новее, все равно -- держите их в рабочем состоянии. Нам не дано пока знать полностью, что и для чего может пригодиться. Это относится не только к метафорам дорог и путей, но и ко всему, обнаруженному в работе. Старые конструкции лучше не сносить, а, если уж они не трансформировались сами, реставрировать и содержать на правах и обязанностях памятников.

По ходу углубленных и увлеченных исследований разнообразных миров выделились не менее пяти уровней, отличающихся параметрами подвижность -- незыблемость, и временем и усилиями для изменений на каждом из них. Первый -- динамический, в него входят большинство Частей и вся живность. Второй -- архитектурно ландшафтный, это жилища Частей и окружающие их окультуренные области. С этих уровней обычно начинается работа, они представляют сиюминутное состояние клиента и проблемы. Третий -- географический, на нем прорабатываются ресурсы, находящиеся "на поверхности", выясняются расположение лесов, полей и рек, у кого-то горы, у кого-то пустыни, практически у всех где-то есть моря -океаны, но разные.

Можно провести определенные параллели между климатическими условиями и личностными особенностями клиента.Четвертый -- геологический, это работа с ресурсами, избравшими для себя метафоры "полезных ископаемых", и таящихся в недрах. Там можно отыскать не только всю таблицу Менделеева, но и некогда, давным-давно зарытые клады забытых предков. Я при этом галлюцинирую по поводу их происхождения в зависимости от убеждений клиента -- для одного это наследие прошлых жизней, для другого -- генетическая память.

Пятый уровень -- трансперсональный, так, кажется, принято называть выходящее далеко за пределы конкретной личности. К нему отношу все, что уж совсем непонятно -- сверхъестественные знания и способности Ясновидящего и Учителя как раз по этой части. Этот уровень наше вмешательство на предмет изменений попросту игнорирует. И далеко не всегда с ним удается связаться. Классическими архетипическими фигурами щедро насыщены все уровни, но один образ неоднократно возникал, когда речь заходила о коллективном бессознательном. Это -- вид сверху на нечто, невообразимо напоминающее океан Соляриса в фильме А.Тарковского.

Причем точные описания были и у тех, кто в глаза не видел ни фильма ни книги (и такое случается). То есть великие добрались до самых глубоких слоев, да еще многим их показали, ну, потому они и великие. А спускаться туда я не разу не рисковала ни сама, ни с клиентами, видимо, из фильма с детства пронеся трепет перед этой силой, с которой шутить и эксперементировать любопытствующим не стоит. Опасно, потому что, о чем искусство честно предупредило. По другим уровням охотно путешествую с любопытством и бережностью надлежащей, особенно в чужих мирах. Все, приплыли, пора возвращаться на привычные берега.

Мой -- Черного моря, которое может считать себя полноправным соавтором этого путешествия. Ваш -- а где вы сейчас? Ау... Еще пара слов -- уже с берега. Желающим вопросить о том, почему все же работает эта сказка-миф-технология, и потребовать еще более научных объяснений, хочется всего лишь напомнить И. Губермана: Дорога к истине заказана не понимающим того, что суть не просто глубже разума, но вне возможностей его. Мой нынешний опыт насчитывает несколько сотен (точный счет давно потерян) процессов, проведенных как индивидуально, так и в десятках групп. Почти всех клиентов радуют многочисленные позитивные изменения, причём как заказанные ими, так и неожиданные. Последние происходят как от генерализации, так и от общего улучшения экологии внутреннего мира. При необходимости легко достраиваются новые конструкции сообразно потребностям, растущим вместе с возможностями.

Достраиваемое сочетает в себе метафоры живых существ, зданий и ландшафта. На границы возможностей этого метода я пока не натыкалась. Думаю, что мой миф будет разрастаться и обогащаться по склонности к саморазвитию. А если Вы имеете подготовку в области эриксонианского гипноза -- опробуйте его как технологию. Пригодится. До встречи.

Литература.

1. Е.Мелетинский. Золотые оковы мифа. "Если", 1994, №9.
2. Р.Бендлер, Дж.Гриндер. Из лягушек в принцы. Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1992.
3. В.Майков. Парный полёт холонавтов. В сб. "Свободное дыхание. Первые пять лет". М., 1994.
4. Стенограмма семинара "Начальные навыки эриксонианского гипноза". Обнинск, 1994.
5. Н. Носов " Незнайка и его друзья "

[ Сотворение мифа и сказки с точки зрения психологии ]

Ирина Морозовская


Психолог медицинской специализации. Работает на кафедре психологии Одесского государственного университета. Область интересов: НЛП, Эриксонианский гипноз, трансперсональная психология, телесно ориентированная психотерапия, игротерапия, спортивная психология. Автор методик подготовки команд для интеллектуальных игр. Автор и ведущая тренингов и групп личностного развития и терапии. Многократный чемпион СНГ (МАК) и Украины по спортивному "Что? Где? Когда?" и "Брэйн-рингу."

Смотрите также:

У нас также читают:

К сведению
Наши партнеры

биккембергс официальный сайт в Бутик.ру

Как лечить папиллярный рак щитовидной железы - узнать подробности в статьях опытных врачей Европейской клиники.

Форум о пластической хирургии prof-medicina.ru